Ремонт турбин своими руками(самостоятельный ремонт турбин)

При всей своей сложности, турбокомпрессор не отличается изобилием деталей – он имеет всего три основных части – турбинную, работающую на стороне выхлопных газов, компрессорную, отвечающую за наддув двигателя, а между ними находится подшипниковый узел (так называемый картридж), через  который проходит вал ротора. Вал и турбинное колесо представляют собой одно целое, а компрессорное колесо крепится на валу. Также имеется система регулирования, которая в зависимости от конструкции ТК может быть расположена на  турбинном или компрессорном корпусе.

При такой кажущейся простоте у технически грамотного владельца может возникнуть желание произвести ремонт самостоятельно. Тем более, что новая турбина стоит достаточно дорого. Выходом может стать покупка турбокомпрессора Б.У. , однако вряд ли кто даст на него гарантию. Также существует определенный дефицит квалифицированных специалистов по ремонту ТК – иногда приходится некоторое время ждать своей очереди. Тем не менее, решившегося на самостоятельный ремонт ожидают многочисленные «подводные камни», о которых он и не подозревал.

Одна из распространенных ошибок , регулярно допускаемых теми, кто решился на самостоятельный ремонт ТК, связана с непониманием демпфирующего эффекта, заложенного в конструкцию подшипникового узла агрегата.  Именно этот вопрос требует некоторых пояснений,  поскольку непонимание может привести к печальным последствиям. Необходимость демпфирования связана с особенностями работы двигателя. Выхлопные газы поступают в выпускной коллектор и далее на рабочее колесо турбины порциями в соответствии с тем, как открываются выпускные клапаны двигателя. Таким образом, поток не является однородным – воздействие его на ротор турбины имеет импульсный характер.  Для компенсации ударного воздействия потребовалось бы придание ротору гораздо большей жесткости, что привело бы к увеличению размеров и веса всего агрегата.  Выход был найден в виде применения в подшипниках скольжения втулок плавающего типа, которые на  стороне корпуса выполняют демпфирующую функцию.

Между плавающей втулкой и корпусом имеется определенный зазор, в котором образуется масляная пленка, практически идентичная той, которая образуется между ротором и втулкой.  Втулка вращается с частотой, примерно вдвое меньшей частоты вращения ротора, а две масляные пленки успешно компенсируют импульсное воздействие отработанных газов на ротор турбины, выполняя амортизирующие функции.

При самостоятельном ремонте турбины может быть диагностирован якобы повышенный люфт между втулкой и корпусом, это принимается за дефект, после чего из соответствующего материала (обычно бронзы) вытачиваются втулки, которые запрессовываются в корпус с некоторым натягом.  Аналогия очевидна – эти втулки напоминают втулки в головке шатуна или в стартере, но эта ошибка приводит к печальным последствиям.  Турбина работает на предельных режимах, и отсутствие одной масляной пленки приводит к снижению демпфирующего эффекта, отчего многократно увеличивается износ подшипников скольжения. В граничных случаях может даже произойти поломка вала ротора.

Балансировка вращающихся деталей имеет большое значение для их корректной и долговечной работы. Яркий и достаточно простой пример – балансировка колес, которую нужно производить после каждого ремонта с разборкой.  Иначе в случае передних колес на руль будет передаваться биение. И даже отсутствие каких-либо особых внешних признаков дисбаланса задних колес, тем не менее,  приводит к их преждевременному, и весьма характерному износу пятнами. Стоит отметить также повышенную нагрузку и, как следствие, повышенный износ деталей подвески.

Естественно, размеры крыльчаток турбины несопоставимы с размерами колес, однако стоит учитывать и тот факт, что частота вращения их выше на несколько порядков – нормальная частота вращения ротора составляет 100 тыс. об./мин и выше, а в некоторых моделях она может достигать 300 тыс. об./мин. Как известно, нагрузки на вращающуюся деталь растут пропорционально квадрату скорости. Таким образом, при таких оборотах нагрузки вполне сопоставимы, и малейший дисбаланс способен привести к катастрофическим последствиям.

Разборка подшипникового узла, даже ослабление затяжки его болтов приводит к тому, что балансировка нарушается. Совершенно понятно, что в кустарных условиях отбалансировать ротор возможным не представляется, и даже если была произведена корректная  замена всех дефектных деталей, такой ремонт начисто теряет смысл – турбокомпрессор с дисбалансом выйдет из строя гарантированно быстро.

balansirovka rotora

Балансировка ротора ТК производится на специальном оборудовании квалифицированным специалистом, причем этот процесс проходит в два этапа. Прежде всего, необходимо отбалансировать сам ротор, после чего картридж собирается и производится балансировка всего узла. Для этого применяется два разных станка, и на втором имитируется работа ТК в реальных условиях, на подшипники подается масло нужной температуры и создаются нагрузки на ротор.

 

 

 

 

DSCN0406Стоит повторить еще раз – в кустарных условиях балансировка ротора турбины невозможна в принципе. И даже если все нужные детали были заменены и сборка проведена правильно, такой агрегат будет иметь дисбаланс, который приведет к его быстрому выходу из строя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При всей сложности ремонта турбокомпрессора есть операции, которые владелец при наличии должных технических навыков может произвести самостоятельно. Речь идет о демонтаже и монтаже агрегата.  При этом следует соблюдать некоторые правила, чтобы избежать неприятностей.

Перед установкой отремонтированного турбокомпрессора тщательно промыть трубку подвода масла, поскольку здоровье агрегата напрямую зависит от подачи масла к нему.  Кроме того, после ремонта оставшаяся грязь может попасть внутрь агрегата и изначально повредить его. Вообще в случае работы с турбиной следует соблюдать максимальную чистоту и  аккуратность. Перед установкой ТК на двигатель следует залить около 20 г масла в принимающее отверстие, после чего необходимо несколько раз провернуть вал для равномерного его распределения. Непременно нужно заменить масло, масляный и воздушный фильтры.

Запрещается использование герметиков при монтаже трубок через прокладку. Следует использовать только новые прокладки хорошего качества.  После сборки необходимо запустит двигатель и дать ему поработать на холостом ходу в течение 10-15 минут. При этом нужно убедиться в отсутствии подтеканий масла и охлаждающей жидкости через соединения. Период обкатки турбины составляет 1000 километров пробега. При этом не следует превышать скорость выше 100 км/ч, а также избегать резкой смены режимов движения.

Выводы

Отремонтировать турбокомпрессор самостоятельно или в обычном автосервисе возможным не представляется. Для квалифицированного ремонта с гарантией следует обращаться только в мастерские, специализирующиеся на такого рода ремонте.  Такая мастерская непременно должна быть оборудована станками для предварительной и окончательной балансировки ротора турбокомпрессора.

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Volkswagen Touareg 3.0 TDI 776470-5003S
Было: 26 822.00 Р
Цена: 22 022.00 Р
Экономия: 4 800.00 Р ( -17.90% )
Купить
Volkswagen Passat B5 1,8T 53039880029
Было: 20 814.00 Р
Цена: 18 814.00 Р
Экономия: 2 000.00 Р ( -9.61% )
Купить
BMW X5 3.0 d (E53) 753392-5019S
Было: 25 639.00 Р
Цена: 21 439.00 Р
Экономия: 4 200.00 Р ( -16.38% )
Купить
Citroen Jumper III 2.2 HDI 130 798128-5006S
Было: 27 497.00 Р
Цена: 21 997.00 Р
Экономия: 5 500.00 Р ( -20.00% )
Купить
Hyundai Starex CRDI 53039880145
Было: 24 000.00 Р
Цена: 22 300.00 Р
Экономия: 1 700.00 Р ( -7.08% )
Купить
Iveco Daily IV 3.0 HPI 49189-02914
Было: 22 230.00 Р
Цена: 20 530.00 Р
Экономия: 1 700.00 Р ( -7.65% )
Купить
KIA Sorento 2.5 CRDi 53039880144
Было: 25 056.00 Р
Цена: 21 856.00 Р
Экономия: 3 200.00 Р ( -12.77% )
Купить
MAN TGA - 53299887105
Было: 26 774.00 Р
Цена: 23 974.00 Р
Экономия: 2 800.00 Р ( -10.46% )
Купить
Mercedes-PKW Sprinter I 213CDI/313CDI/413CDI 709836-9005S
Было: 24 757.00 Р
Цена: 22 557.00 Р
Экономия: 2 200.00 Р ( -8.89% )
Купить
Opel Astra H 1.3 CDTi 54359880015
Было: 23 397.00 Р
Цена: 21 197.00 Р
Экономия: 2 200.00 Р ( -9.40% )
Купить
Peugeot Boxer III 2.2 HDI 49131-05212
Было: 21 670.00 Р
Цена: 19 670.00 Р
Экономия: 2 000.00 Р ( -9.23% )
Купить
Renault Megane II 1.5 dCi 54399880070
Было: 24 921.00 Р
Цена: 21 721.00 Р
Экономия: 3 200.00 Р ( -12.84% )
Купить

1413872849 38192108

 

БУДЕМ РАДЫ ПОМОЧЬ ПОДОБРАТЬ НУЖНУЮ ТУРБИНУ

И ОТВЕТИТЬ НА ВАШИ ВОПРОСЫ ПО ТЕЛЕФОНУ

+7(900)222-66-55

ЗВОНИТЕ!

Яндекс.Метрика

 

 

Оставьте контактные данные и мы свяжемся с Вами

 

Для связи через Viber откройте меню в приложении на телефоне, выберите пункт QR-код и наведите камеру на изображение ниже:

turbobalana qrcod