Должен ли люфтить вал турбины

Аксиома такова: без люфтов ротора (радиального и осевого) турбина работать не может – они должны быть. Припомним, что вращающийся вал ротора удерживается в центральном корпусе подшипниками скольжения: двумя радиальными (иногда они изготавливаются в виде единой детали - «патрона») и одним упорным. Все пары трения смазываются гидродинамическим способом. Масло поступает в зазоры между вращающимися деталями под давлением. В зазоре образуется прочная пленка, так называемый масляный клин. Пленка разделяет смазываемые поверхности, исключая контакт металлических поверхностей, и одновременно центрирует вал в подшипниках. Образно говоря, вращающийся вал «плавает» в масляной ванне. Нет зазоров – нет пленки. Нет пленки – «кирдык» турбине.

Зазор, необходимый и достаточный для формирования масляного клина, составляет несколько сотых долей миллиметра. Каково это наощупь, можно почувствовать, если пальцами смещать ротор в осевом направлении, где его люфт определяется единственным зазором между валом и упорным подшипником. Можно убедиться в том, что люфт в несколько «соток» едва ощутим. Если же ротор покачать за кончик вала в радиальном направлении, смещение будет хорошо заметно и «наощупь», и визуально.

Почему?

Во-первых, потому, что радиальные подшипники – плавающие. Они устанавливаются с зазором относительно и вала ротора, и центрального корпуса турбины. Так что сам подшипник вращается в корпусе с частотой примерно вдвое меньшей частоты вращения ротора. Значит, в радиальном направлении ротор имеет «слабину» относительно корпуса в четыре зазора (по два на сторону). А это уже несколько «десяток».

Во-вторых, качая ротор из стороны в сторону за кончик, мы ощущаем не радиальный люфт, а так называемую перекладку ротора. Геометрия двухопорной конструкции такова, что перекладка ротора всегда заметно больше его радиального люфта. Перекладка определяется не только величиной зазоров, но и расстоянием между опорами вала и вылетом вала относительно опоры. Характерная величина перекладки у легковых турбин – десятые доли миллиметра.

Итак, если наличие зазоров строго определенной величины – залог работоспособности конструкции, то очередной вопрос, который должна прояснить экспертиза: являются ли люфты ротора допустимыми или они вышли из допуска. Данные по зазорам производителями турбокомпрессоров не афишируются – их приходится по крохам собирать из разных источников. Для каждой модели турбины они устанавливаются индивидуально. Более того, каждый турбопроизводитель диктует свою методику проверки люфтов ротора. Один – опосредованно, через перекладку, другой – непосредственным измерением смещения вала через отверстие для слива масла. Если измерения показали, что люфты в допуске, разбирать и ремонтировать картридж нет смысла. Разборка картриджа – это неизбежное нарушение положения колес, а, значит, и балансировки ротора. Поэтому без веской причины (а именно – увеличенных люфтов ротора, свидетельствующих об износе пар трения) делать этого не стоит. Разумнее сразу приступить к проверке дисбаланса ротора и герметичности его уплотнений в составе сборочного узла.

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

BMW X5 3.0 d (E53) 753392-5019S
Было: 25 639.00 Р
Цена: 21 439.00 Р
Экономия: 4 200.00 Р ( -16.38% )
Купить
Citroen Jumper III 2.2 HDI 130 798128-5006S
Было: 27 497.00 Р
Цена: 21 997.00 Р
Экономия: 5 500.00 Р ( -20.00% )
Купить
Hyundai Starex CRDI 53039880145
Было: 24 000.00 Р
Цена: 22 300.00 Р
Экономия: 1 700.00 Р ( -7.08% )
Купить
Iveco Daily IV 3.0 HPI 49189-02914
Было: 22 230.00 Р
Цена: 20 530.00 Р
Экономия: 1 700.00 Р ( -7.65% )
Купить
KIA Sorento 2.5 CRDi 53039880144
Было: 25 056.00 Р
Цена: 21 856.00 Р
Экономия: 3 200.00 Р ( -12.77% )
Купить
MAN TGA - 53299887105
Было: 26 774.00 Р
Цена: 23 974.00 Р
Экономия: 2 800.00 Р ( -10.46% )
Купить
Mercedes-PKW Sprinter I 213CDI/313CDI/413CDI 709836-9005S
Было: 24 757.00 Р
Цена: 22 557.00 Р
Экономия: 2 200.00 Р ( -8.89% )
Купить
Opel Astra H 1.3 CDTi 54359880015
Было: 23 397.00 Р
Цена: 21 197.00 Р
Экономия: 2 200.00 Р ( -9.40% )
Купить
Peugeot Boxer III 2.2 HDI 49131-05212
Было: 21 670.00 Р
Цена: 19 670.00 Р
Экономия: 2 000.00 Р ( -9.23% )
Купить
Renault Megane II 1.5 dCi 54399880070
Было: 24 921.00 Р
Цена: 21 721.00 Р
Экономия: 3 200.00 Р ( -12.84% )
Купить
Volkswagen Touareg 3.0 TDI 776470-5003S
Было: 26 822.00 Р
Цена: 22 022.00 Р
Экономия: 4 800.00 Р ( -17.90% )
Купить
Volkswagen Passat B5 1,8T 53039880029
Было: 20 814.00 Р
Цена: 18 814.00 Р
Экономия: 2 000.00 Р ( -9.61% )
Купить

1413872849 38192108

 

БУДЕМ РАДЫ ПОМОЧЬ ПОДОБРАТЬ НУЖНУЮ ТУРБИНУ

И ОТВЕТИТЬ НА ВАШИ ВОПРОСЫ ПО ТЕЛЕФОНУ

+7(900)222-66-55

ЗВОНИТЕ!

Яндекс.Метрика

 

 

Оставьте контактные данные и мы свяжемся с Вами

 

Для связи через Viber откройте меню в приложении на телефоне, выберите пункт QR-код и наведите камеру на изображение ниже:

turbobalana qrcod